Творческое мышление

Рубрика: Новости
Метки: | | | |
Суббота, 25 сентября 2010 г.
Просмотров: 394
Подписаться на комментарии по RSS

По мнению L. Thurstone (1951) творческое мышление не является синонимом способностей к обучению и редко отражается в тестах, основным показателем которых является IQ. Для творческого мышления прежде всего важны способности быстро усваивать и формировать идеи, индуктивное мышление и особенности восприятия. Творчество стимулируется восприимчивостью к новым идеям, а не критическим отношением к ним.

Тесты творческих способностей разработаны в Калифорнийском университете Дж. Гилфордом и его коллегами. В духе своих факторно-аналитических работ Дж. Гилфорд разработал категории дивергентного и конвергентного мышления. Конвергентное мышление приводит к единственному правильному, обусловленному данными фактами решению. Дивергентное мышление, согласно автору,— тип мышления, идущего в различных направлениях (J. Guilford, 1959). Такое мышление меньше ограничено заданными фактами; оно допускает изменение путей решения проблемы и приводит к неожиданным выводам и результатам. При обсуждении творческой продуктивности в искусстве Дж. Гилфорд высказал мысль, что некоторые из факторов дивергентной продуктивности, имеют важное значение. Так, вербальные факторы связаны с литературным творчеством, а изобразительные — связаны с графическим искусством.

В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторые сочетания интеллектуальных и мотивационных факторов (интеллектуальная активность — Д.Б. Богоявленская) или рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления в частности (А.В. Брушлинский).

Некоторые люди, по мнению Брунера, имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации, проявляющиеся, как творческое мышление. Голлах и Коган установили, что высококреативные дети имеют более высокие оценки в тестах на широту категоризации. Познавательная сфера креативных индивидов характеризуется наличием широких категорий, синтетичностью в восприятии окружающего мира и высоким уровнем когнитивной гибкости. При работе по методике Баррона — Уэшла было установлено, что творческие личности отдают предпочтение более сложным комплексным и асимметричным фигурам, что отличает их от нетворческих личностей, т.е. таким образом проявляется их толерантность к не последовательностям и к данным, противоречащим прошлому опыту индивида.

Показатели тестов творческого мышления определяются следующими качествами: легкость, оригинальность и точность.

Беглость (легкость, продуктивность) характеризует беглость, легкость творческого процесса и определяется общим числом данных ответов.

Оригинальность — фактор, характеризующий оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

Точность характеризует стройность, логичность, строгость творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

 

Еще записи по теме

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)