Пространственное мышление и воображение

Рубрика: Новости
Метки: | деятельность | мотивация | |
Среда, 15 сентября 2010 г.
Просмотров: 4906
Подписаться на комментарии по RSS

Шубртова С.

Пространственное воображение сопровождает нас в течение всей жизни. Мы живём и двигаемся в трёхмерном пространстве, предметы в повседневной жизни занимают пространство. Пространственное воображение может служить для различных целей. Оно является способом приобретения информации, вспомогательным способом мышления, формулировки задач, полезным помощником или средством при решении определённой проблемы. Оно является необходимым во многих профессиях.

 

Ключевые слова:

Пространство – термин пространство имеет в науке два смысла, он употребляется применительно к реальному пространству и пространству абстрактному, математическому.

Пространственное мышление – это специфический вид мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве (как видимом, так и воображённом). В своих наиболее развитых формах это мышление образцами, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения. Оперируя исходными образами, созданными на различной наглядной основе, мышление обеспечивает их видоизменение, трансформацию и создание новых образов, отличных от исходных.

 

Пространственное воображение у детей:

Пространственная ориентация у детей начинает развиваться уже в грудном возрасте, когда ребёнок начинает следить за передвижением предметов и ориентироваться в ближайшем ему пространстве. Пространственное мышление как бы «вплетено» в предметно-манипулятивную деятельность ребёнка и лишь постепенно вычленяется как самостоятельный вид мышления, осуществляемый в форме образов. Трёхлетний ребёнок уже способен отличить ряд форм, плоских и пространственных. Приходя в первый класс, дети уже знают все основные геометрические тела. Их способности далее развиваются с помощью научения, приобретения и накопления опыта, под влиянием заинтересованности и правильной мотивации. Ученики того же самого возраста явно отличаются друг от друга в своих способностях простанственного мышления.

Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятийные) операции, но и множество перцептивных действий, без которых мыслительный процесс в форме образов протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображенных различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов в мысли и оперирование ими.

В процессе деятельности (игровой, учебной, трудовой, спортивной) человек выделяет пространственные соотношения в воспринимаемом пространстве, отражает их в представлениях или понятиях. На основе чувственного познания заданных пространственных соотношений человек создаёт новые пространственные образы и выражает их в словесной или графической форме (в виде схем, чертежей, русунков, эскизов).

Пространственные образы, которыми оперирует мышление, должны быть динамичными, подвижными, оперативными. В качестве операторных единиц могут выступать различные пространственные характеристики: форма, величина, пространственная размещенность элементов, соотношение частей и целого и т.п.

Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов.



В своём исследовании я пытаюсь анализировать особенности пространственного мышления, которые формируются в условиях школьного обучения, в процессе усвоения знаний. При этом я сосредоточилась на тех особенностях пространственного мышления, которые проявляются при создании пространственных образов и оперировании ими в процессе решения разнообразных графических задач, так как пространственное мышление в школе формируется главным образом на графической наглядной основе и в условиях оперирования образами по памяти.

Развитие пространственного представления – это длительный и непрерывный процесс и лишь комплексный подход ко всем его аспектам и систематическая работа могут оказать помощь в осуществлении повышения уровня пространственного представления.

Чтобы пространственное представление достигло нужного уровня, необходимо его намеренно развивать. Оно развивается при разных деятельностях – работе, учёбе или во время отдыха (напр. компьютерные игры). Важным фактором его усовершенствования является обучение в школе при помощи подходящих заданий и деятельностей в разных предметах.

Я пыталась обсудить вопрос, каким способом можно повысить интерес учеников к изучению геометрии. В заключение я предлагаю включить в уроки геометрии некоторые нетрадиционные элементы и интересные задачи, основанные на взаимосоединении арифметики, алгебры и геометрии, где можно тренировать нумерические знания на геометрическом материале. Дети могут складывать геометрические тела из бумаги и потом применять их в игровой форме. При этом важно сохранить линию опыт – модель – представление. Чтобы укреплять интерес учеников к геометрии, можно воспользоваться компьютерьной симуляцией, показывающей двигающиеся тела в пространстве, или видеозаписей, показывающей движение тел поэтапно и др.

 

Еще записи по теме

  • Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации
  • Невербальное и вербальное мышление
  • Ситуативные аспекты актуализации эмоционального интеллекта
  • Связь воспитательного воздействия отцов с интеллектуальным и креативным развитием детей старшего дошкольного возраста
  • Творческое мышление
  • Виртуальная реальность как многомерное динамическое пространство
  • Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)