Привычки разума и интеллектуальные способности

Рубрика: Новости
Метки: | | разум | | | фантазия | эмоции
Вторник, 14 сентября 2010 г.
Просмотров: 1097
Подписаться на комментарии по RSS

Несмотря на заявления многих создателей коммерческих программ о том, что они обучают мышлению, большинство специалистов в этой области согласны с тем, что органично использовать во всех предметных областях можно лишь несколько навыков мышления (Wegerif, 2002).  Анализ поэмы отличается от анализа статистических данных, а решение проблемы вредных выбросов отличается от задачи оптимального размещения мебели в комнатах помещения.  Однако, некоторые отношения и убеждения способствуют формированию навыков мышления во всех предметных областях.  Arthur Costa и Bena Kallick (2000a) называют эти отношения привычками разума, которые могут применяться во всех традиционных областях знания и не имеют возрастных ограничений.

 

Коста описывает пять характеристик людей, обладающих привычками разума, благодаря которым они демонстрируют отличные интеллектуальные способности.

 

Склонность

Склонность означает что, в общем виде, люди обладают намерением тщательно продумывать решение проблем, с которыми они сталкиваются.  Они могут, естественно, иногда совершать скороспелые или неподготовленные решения, однако обычно они используют все возможные ресурсы для использования соответствующих стратегий.

 

Ценность

Это характеристика, сходная со склонностью, но более соответствующая эмоциям человека с развитыми навыками мышления.  Для такого человека наиболее значимыми качествами будут такие стратегии, как изучение возможных альтернатив, изучение надежности обоснования, умение слушать различные точки зрения.  Для него такой вид мышления будет не только важным, но и этическим и достойным того, чтобы на него затрачивались значительные усилия.  Например, пятиклассник, работающий над презентацией об иммигрантах, берет интервью у местных иммигрантов, потому что он хочет представить настоящую картину их жизни.  Люди, для которых мышление является ценностью, вкладывают свои деньги и средства в освоение навыков правильного мышления.  Они приобретают книги и осваивают программное обеспечение, которые способствуют развитию их мыслительных навыков.  Они своевременно находят необходимую информацию и связываются с экспертами.  Они демонстрируют приверженность к продуманным решениям крупных и мелких проблем в нашей повседневной жизни.

 

Сензитивность

Владение обширным арсеналом стратегий и навыков мышления даже для человека, отлично ими владеющего, не является большой ценностью, если он не способен понять, какой тип мышления подходит для решения каждой конкретной проблемы.  Например, учащийся работающий над созданием исследовательского отчета, должен понять, что сортировка его записей поможет ему разработать хорошую структуру этого документа.  Использование соответствующего интеллектуального инструмента для выполнения задачи имеет большое значение для эффективного мышления и поэтому требует высокого уровня сензитивности.

 

Способность

Самый полный контроль учителя могут осуществлять за способностью своих учащихся использовать соответствующие навыки мышления.  Склонности, ценности и сензитивность учащихся при использовании навыков мышления останутся невостребованными, если они не обладают способностью применять тот вид мышления, который требуется для решения проблемы.  Учащиеся всех возрастов могут развивать свои способности к сравнению и противопоставлению объектов и идей, созданию категорий для организации фактов и использованию логических аргументов для убеждения других.  Это находится в области ответственности учителя и, хотя некоторые учащиеся могут развивать эти навыки самостоятельно, подавляющее большинство школьников могут делать это только под его руководством.

 

Приверженность

Мышление представляет собой нелегкий труд.  Иногда оно требует принесения в жертву убеждений и старых привычек.  Иногда оно требует, чтобы мы признали свои ошибки и начали все сначала.  Приверженность глубокому и аккуратному мышлению означает, что этот человек постоянно совершенствует свои знания, умения и навыки.  Примером могут служить учащиеся средней школы, которые совершенствуют свои математические знания не ради оценки, а для того, чтобы лучше знать математику.  Приверженность означает не только желание учиться, но и выполнение всей необходимой для обучения работы.  Люди, обладающие приверженностью к мышлению демонстрируют стремление выполнить все, что необходимо для достижения их интеллектуальных целей.

 

Свойства интеллекта

Коста и Каллик выявили шестнадцать свойств интеллекта, имеющих значение для эффективного мышления.  Люди, обладающие этими свойствами не только могут мыслить глубоко, но и осознанно делают это.   Эти свойства интеллекта формируются нашим сознанием, нашей личностью и нашим опытом; они позволяют нам использовать умственные способности и решать возникающие перед нами проблемы.

 

Настойчивость

Обладающие настойчивостью школьники не опускают руки, когда они сталкиваются с проблемами при работе над проектами.    Они решают встающие перед ними проблемы, используя различные стратегии или используя различные техники самомотивации. 

 

Управление импульсивностью

Люди, обладающие хорошими мыслительными навыками, как правило, рассудительны.   Прежде чем что-то сделать, они тщательно это обдумывают.  Они создают план, продумывают возможные последствия и предвидят возникающие трудности.  Они отводят достаточное время на выявление проблемы прежде, чем начать ее решать. 

 

Понимание и эмпатия при взаимодействии с другими людьми.

Те, кто умеют хорошо думать, умеют и хорошо слушать.  Им важно то, что говорят другие люди, которых они слушают внимательно, чтобы понять их правильно.  Они не спешат высказывать свое мнение до того, как они выслушали всех и признают, что у других людей могут быть идеи и информация, которые помогут им в решении проблем и принятии решений. 

 

Гибкость мышления

Люди, мыслящие гибко, способны изменить свое мнение, когда они получают новую, точную и критическую информацию, даже если эта информация противоречит их глубоким убеждениям.  Они способны видеть и картину в целом, и выделять в ней важные детали.  Они могут синтезировать информацию из многочисленных источников и, в то же время, оценивать ее надежность.  Они могут пользоваться несколькими стратегиями и изменять их, когда это нужно для достижения специфических целей.

 

Метапознание

Люди со способностью к метапознанию могут контролировать свое мышление, потому, что они осмысливают способ своего мышления.  Они планируют то, как они собираются решать проблемы и отслеживать то, насколько успешно они следуют своему плану.  Когда они заканчивают работу над проектом, они задумываются над тем, какие уроки они могут извлечь из полученного опыта. 

 

Striving for Accuracy and PrecisionA sense of craftsmanship is critical for good thinking, a respect for quality and accuracy, and a desire to make things as efficient, beautiful, or clear as posСтремление к точности и аккуратности. Хорошее мышление - это искусство, построенное на стремление к качеству и аккуратности, а также желании создать как можно более эффективный, красивый и чистый продукт.

 Люди, умеющие хорошо мыслить, знают о том, что такое качественный продукт и каковы критерии его качества и они делают все возможное, чтобы создать продукт, отвечающий этим критериям. 

 

Формулировка вопросов и постановка проблем

Глубокое мышление базируется на любознательности, которая является стремлением к поиску ответов на сложные вопросы, а не на поверхностном любопытстве, которое можно удовлетворить простым упоминанием факта или расхожего мнения. Настоящие мыслители обнаруживают проблемы там, где другие удовлетворены существующим положением вещей и им известны пробелы в их знаниях. 

 

Применение прошлых знаний в новых ситуациях

Люди, способные к эффективному мышлению используют свои знания и опыт для осмысления новых концепций, обнаруживая сходства и прослеживая связи.  Они часто говорят: "Это напоминает мне ситуацию, когда я …" или "Эта модель очень напоминает мне…" Они часто описывают идеи с помощью метафор и аналогий, что помогает им создать пути к пониманию незнакомых идей. 

 

Ясное и точное мышление и общение.

Коста описывает мышление и язык как две стороны одной монеты.  Он предупреждает, что использование нечеткого языка приводит к размытому мышлению.  Одного наличия хороших идей у учащихся недостаточно; они должны уметь хорошо донести эти идеи до других, что требует внимания к структуре и языку объяснений и описаний.

 

Сбор данных с помощью всех органов чувств.

Важной частью того, что составляет способность к эффективному мышлению, является умение использовать различные методы для движения к истине.  Хорошие мыслители используют зрение, слух, вкус, запах и осязание для развития своих идей и способа мышления о мире вокруг них.

 

Творчество, фантазия и инновации

Творческие люди способны смотреть на вещи с разных точек зрения.  Они раздвигают границы привычного и способны брать на себя риск. Творчество – это нечто большее, чем просто выдвижение неожиданных идей, оно включает в себя критический подход к своей собственной работе, терпимое отношение к мнению других и постоянное оттачивание своего мастерства с целью повышения качества своей работы.

 

Свойства интеллекта

Радость и удивление от познания

Настоящие мыслители получают удовольствие от встреч с тайнами и загадками окружающего их мира.  Они нацелены на решение проблем и обожают сами решать головоломки.  Они могут найти пищу для своего ума и в уникальных, и в повседневных событиях. 

 

Осознанное принятие риска.

Люди, владеющие навыками эффективного мышления, часто испытывают импульсивное желание выйти за границы зоны спокойствия и комфорта.  Люди, идущие на осознанный риск, используют свой опыт и знания для оценки необходимой степени риска.   Они готовы к принятию новых обязанностей и с энтузиазмом осваивают новые навыки и правила игры. 

 

Чувство юмора

Люди, способные к творческому мышлению обладают тем, что Коста называет "причудливым образом мышления".  Они способны иронизировать над событиями окружающего их мира и видеть повседневные события так, как это не может делать никто другой.  Они любят играть с языком и обожают конструировать неожиданные аналогии и метафоры.  Они не воспринимают себя слишком серьезно и относятся к работе с радостью.

 

Независимое мышление

В 21 веке проблемы стали такими комплексными, что никто не в состоянии решать их в одиночку.  Как объясняют Коста и Каллик (2000), "ни у кого нет доступа ко всем данным, необходимым для принятия ключевых решений, ни один человек по отдельности не может предложить столько альтернативных вариантов, сколько могут несколько людей" (стр. 11). Для освоения способов успешного сотрудничества учащиеся должны научиться осуществлять эффективную обратную связь, уметь выделять и сильные, и слабые стороны.   Необходимо, чтобы они умели получать обратную связь о своем вкладе в общий успех группы. 

 

Непрерывное образование

Внутренняя мотивация к совершенствованию своих мыслительных и личностных качеств является ключом к непрерывному образованию.   Люди, обладающие этим свойством интеллекта, всегда готовы к работе над новыми предприятиями и освоению новых навыков.  В то время, как они чувствуют себя уверенно относительно своей точки зрения, они никогда не исключают возможность появления новой информации, которая заставит их взглянуть на вещи по-новому.  Они смотрят на проблемы как на возможности научиться чему-то новому и использовать качества своего интеллекта в жизни.

 

Обучение использованию Свойств интеллекта ведет к освоению того, что позволяет сформировать навыки, востребованные во всех предметных областях.  Это означает использование любого учебного задания в качестве шага на пути к самостоятельному, непрерывному образованию.  Учащиеся, которых заставляют выполнять задания методом "кнута и пряника" утрачивают мотивацию к изучению того, что на самом деле может пригодиться им в настоящей жизни.  Моделируя отношения и убеждения для развития критического и творческого мышления, создавая в классе культуру заинтересованности в обучении, учащиеся не будут ограничены изучением материала, который нужен им только в школе.  Любой опыт станет для них учебным опытом.

 

Еще записи по теме

  • Логические и интуитивные основания первого впечатления от интеллекте ребенка
  • Эволюционные аспекты интеллекта позвоночных: может ли интеллект быть фактором, ограничивающим выбор среды обитания?
  • Моделирование психогенетических и динамических характеристик интеллекта
  • Речь ребенка и особенности мышления
  • Приемы и стратегии, используемые при идентификации эмоций
  • Анализ проблемы взаимоотношения мышления и речи
  • Развитие детского мышления

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)