Формирование ассоциативно-образного мышления

Рубрика: Новости
Метки: внимание | деятельность | искусство | | | |
Четверг, 16 сентября 2010 г.
Просмотров: 3719
Подписаться на комментарии по RSS

Цыннова В.В.

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик, студент действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов- исследователей. В центре внимания – процесс познания, а не преподавание, как это было при традиционном обучении. В современном мире прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, подвергаются изменениям практически каждый год и устаревают раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Поэтому, как мы видим, гораздо важнее, чтобы современные молодые люди умели самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания в какой-либо области, приобретая  по необходимости, новые знания и умения в разных областях, именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.     

Искусство – неотъемлемая часть жизни человека, его духовной культуры, его мироощущения. Преподавание изобразительного искусства у студентов художественно-графических специальностей осуществляет целый ряд учебно-познавательных задач, в процессе решения которых формируется мышление студентов, углубляется и обобщается их представления об окружающей действительности,  способствует образованию ясных и точных представлений о форме предметов и тем самым благотворно влияет на точность и ясность мысли студентов, а это, в свою очередь, благотворно влияет на их творчество и становление личности будущего педагога и художника.

Формирование у студентов творческого профессионального мышления – процесс, в ходе которого на основе определённых знаний   научных фактов, их усвоении и применения активной деятельности происходит развитие операций, процессов видов и форм мышления, а также качеств ума в соответствии с задачами и условиями профессиональной деятельности.  Особенно большие возможности для формирования профессионального творческого мышления студентов художественно – графических специальностей осуществляются на практических занятиях. Важно вызвать и поддерживать у студентов установку на самостоятельность, поиск нестандартных подходов решений практических задач.

На протяжении многих лет методисты и ведущие педагоги страны поднимают проблему особенностей формирования творческого мышления у студентов практически всех специальностей. Движение познания вперед, его « стремление»  к новому, еще не открытому, не освоенному неизбежно проходит через стадию образного представления, цели всякого творчества – материального и духовного. Мышление студентов творческих специальностей отличается своими особенностями. Имея в своей практике дело с предметами и явлениями, которые необходимо наглядно представить, должны постоянно насыщать свой мыслительный процесс наглядными образами.

Термин «образное мышление» отражает процесс художественного познания во взаимосвязи эмоционально-чувственного, логического и интуитивного – его компонентов (Н.Н. Волков, В.С. Кузин, Н.К. Ростовцев, Е.В. Шорохов и др.) Продуктом художественно-образного мышления является изображение, выполненное в художественном материале, отражающем способность личности наиболее значимое, существенное, обобщить, сочинить художественно-значимый образ и переводить идеально сложившиеся образы на язык художественного материала.

Значение образного мышления связано с тем, что виденье и понимание реальности объектов и явлений окружающего мира обусловлено формами их познания и отражения. Эта зависимость раскрывается теорией познания, определением роли, содержательно функционирующих форм мышления и роли предметной логики генезиса познания.

Из этих общих определений следует, что образное мышление - единая система форм отражения: наглядно – действенного, наглядно-образного, и виртуального мышления с переходом от  означивания отдельных единиц предметного содержания отражения к обобщению и построению образно-концептуальной модели, и затем на её основе к выявлению категориальной структуре сущности, художественного мышления, его сущностной особенностью является оперирование художественными образами, симультанно отражающими действительность, преобразованную сознанием художника. Оно характеризуется органическим единством абстрактного и конкретного, образного и логического, эмоционального и рационального; ему присущи как ассоциативный характер связи элементов, так и логический, каждый из которых может доминировать на разных стадиях творческого процесса.

Общие принципы теории развития мыслительной (умственной) деятельности человека были уже достаточно четко сформулированы Я.А. Коменским в его «Великой дидактике». Основа его «естественного метода» в обучении (принцип природосообразности) заключалась в том, что обучение должно было обеспечивать условия преемственности и постоянного обогащения знаний и интеллектуального потенциала учащихся. Природный ход развития ребенка сравнивался великим педагогом с ростом и развитием дерева. Коменский указывал, что источником знания служат первичные впечатления, из этого недифференцированного познания постепенно образуются различающие способности человека.

В русле наметившейся тенденции важнейшей задачей  профессиональной подготовки студентов художественно-графических специальностей является становление прежде всего творческой личности через формирование ассоциативно-образного мышления как главного метода художественно-познавательной деятельности, способного обеспечить восприятие и изучение художественных явлений, позволяющего понять и оценить выразительные возможности графического искусства, сформировать целостное представление о художественной культуре вообще. Эта проблема на наш взгляд особенно актуальна. Когда после 90-х годов произошло искажение ассоциативного мышления: депрессивное, уродливое восприятие окружающего мира, агрессия, что мы можем наблюдать в оформлении детской и юношеской анимации и художественном оформлении литературы. Все изложенное определило актуальность задачи и поиск методов формирования у молодежи светлых ассоциаций. Так, С.Л. Рубинштейн рассматривал личность как носителя сознания, т.е. в первую очередь отношения к миру. В этом смысле личность для С.Л. Рубинштейна проявляется как способность человека вырабатывать это отношение, т.е. занимать определенную позицию. Такова в его понимании фундаментальная функция личности.

Очень интересна разработанная в советский период теория обобщенных ассоциаций П.А. Шеварева. В ее основе – различение конкретных и абстрактных предметов действительности, где конкретный предмет - любая часть действительности, которая может быть отделена от другой, а абстрактный - любое свойство вещи или совокупность таких свойств. Суть теории заключается в положении, что абстрактный предмет не может быть отделен от своего объекта, он отделяется лишь в сознании познающего субъекта. Согласно Шевареву, именно связи абстрактных, а не конкретных предметов действительности (т.е. связи отдельных свойств, а не целостных нерасчлененных объектов и явлений) составляют реальное содержание многих ассоциаций, которые формируются у человека, в том числе в процессе учебной и иной деятельности.

 Общие положения теории П.А. Шеварева подтверждают работы А.А. Ветрова. Он убедительно показывает, что различие между чувственно-образным и рациональным познанием (представлениями и понятиями) состоит в том, что понятие по сравнению с представлением является расчлененным на признаки знанием о предмете, в наглядных же образах такого расчленения нет.

Это положение развил в своей теории детского рисунка Р.Арнхейм. Согласно Арнхейму, развитие изобразительных средств и реализующих их внутренних психологических изобразительных структур идет от общего к частному и подчиняется выше означенному закону дифференциации.

Развитие мыслительной деятельности учащихся является одной из центральных проблем научно-педагогических исследований и главной задачей обучения. Большинство ученых и педагогов-практиков сходятся в мысли, что решение этой задачи возможно через формирование системы взаимосвязанных знаний, которые усваиваются на основе обобщенных базальных схем мышления.

Разработанные в психолого-педагогической науке общие методы формирования мыслительной деятельности (развивающие методы, проблемные, коммуникативные и прочие) являются универсальными и могут быть успешно использованы для формирования ассоциативно-образного мышления. Уникальная возможность ассоциативного механизма позволяет превратить неясные ощущения, мимолетные впечатления, знакомые образы и воспоминания в неповторимую художественную целостность, окрашенную индивидуальными представлениями автора.

Несмотря на широкую разработанность категории образного мышления в психолого-педагогической, искусствоведческой и педагогической литературе, проблема формирования ассоциативно-образного мышления как фактора, способствующего повышению качества профессиональной подготовки студентов художественно-графических специальностей, до настоящего времени специально не исследовалась. Образное мышление лежит в основе всех видов художественной деятельности и характеризуется особым типом связи элементов, которую можно назвать ассоциативной логикой. Ее сущность состоит в том, что образы, воз­никающие в сознании субъекта деятельности при восприятии объектов поз­нания, связываются между собой по принципу подобия, аналогии, соотне­сения, сопоставления и напоминают сборку целого из готовых деталей.

Ассоциативно-образный характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. Студент просто переносит в рисунок то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом. Определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого воображение студента создает ассоциативный образ, который он выражает с помощью изобразительных средств. Очень важно, чтобы задание было интересным для студента, волновало его, возникало естественное желание пофантазировать, придумывать, воображать, создать нечто неповторимое и индивидуальное. Согласно данной теории педагогические устремления, в переосмыслении и образной передаче действительности, заключается не в воспроизведении, а в переосмыслении и ассоциативно-образной передаче действительности. А это в свою очередь зависит от культурного багажа, который определен духовным уровнем семьи и степенью ориентации самого студента на реальную или воображаемую действительность. Неустанная работа воображения, наблюдения  - важнейший путь познания и освоения студентом окружающей действительности, способ выйти за пределы личного практического опыта, что есть важнейшая психологическая предпосылка формирования способностей к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства. Последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств. Что является для людей творческих профессий вопросом профессиональной пригодности.

Таким образом, одним из главных механизмов в работе воображения, представления, образного мышления – ассоциативная игра. Мы понимаем ассоциативно-образное мышление как генетически обусловленный, универсальный механизм целостного восприятия и отражения объектов познания посредством художественных образов, связанных между собой по принципу ассоциирования (соотнесения, сопоставления, уподобления и пр.) и несущих определенную смысловую нагрузку в художественной системе произведения. Чувства, знания, культура рождают определенную систему ассоциаций, где представления и понятия сплетены в сложную живую сеть постоянно питающую творческую мысль, соответственно происходит становление  творческой личности

 

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)