Мышление в структуре познавательных процессов

Рубрика: Новости
Метки: | могзг | | | | психика
Воскресенье, 22 августа 2010 г.
Просмотров: 2126
Подписаться на комментарии по RSS

Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью органов чувств (ощущения). В восприятии отражаются предметы  окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, оставляют след, который может сохраниться в течение длительного времени. В процессе мышления устанавливаются связи и отношения предметов окружающей действительности и образов между собой, благодаря чему, становиться возможным, осуществлять в окружающей среде разумную деятельность.

 

Познавательные процессы – это динамические явления психики, направленные на познание мира (и себя).

 

Высшие психические функции (ВПФ) – это сложные, при жизни формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.

 

Мышление – наиболее сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

 

Как вы считаете, мышление относиться к познавательным процессам или ВПФ? И к тем и к другим – т.к. ВПФ – тоже познавательные процессы.

 

Познавательные процессы:

 

Ø  Ощущение

Ø  Восприятие

Ø  Память

 

К ВПФ можно отнести:

 

Ø  Мышление

Ø  Воображение

Ø  Речь

Ø  Творчество 

               Все познавательные процессы взаимосвязаны между собой и образуют сложную, многоуровневую структуру познавательной деятельности.

 

Основу всей познавательной и любой другой психической деятельности, ее избирательный и направленный характер, осуществляет внимание.

           

            Внимание – сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком либо объекте.

 

               Согласно А. А. Ухтомскому, физиологической основой внимания является доминанта – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения, для которого свойственно накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров. В настоящее время в мозге обнаружены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания». Важная роль в регуляции внимания принадлежит ретикулярной формации.

 

Факторы, способствующие привлечению внимания:

 

·               Характер раздражителя (сила, новизна, контраст)

·               Структурная организация деятельности (объединенные, систематизированные объекты воспринимаются легче)

·               Отношение раздражителя к потребностям (привлекает то, что имеет отношение к актуальным потребностям)

 

Виды внимания:

 

·    Непроизвольное (пассивное) – ориентировочный рефлекс

·    Произвольное – достигается путем волевого усилия, направлено в соответствии с поставленной задачей

·    Послепроизвольное – доминанта, возникшая в процессе деятельности (интерес, возникший в процессе выполнения деятельности, и как следствие, целенаправленность усилий достигается без напряжения)

 

Качества внимания:

 

1.  Концентрация – степень сосредоточения внимания на объекте

2.  Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно

3.  Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой

4.  Распределение – возможность удерживать в сфере внимания обновременно несколько объектов

5.  Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте

 

               Чувственную основу познания составляют ощущения и возникающие на их основе восприятия.

 

            Ощущение – это простая форма отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств и качеств предметов и явлений.

 

            Восприятие – это целостное отражение, предметов и явлений, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

 

               В соответствии с ведущим анализатором, выделяются следующие виды ощущений и воспринимаемых образов:

 

  1. Зрительные

  2. Слуховые

  3. Вкусовые

  4. Обонятельные

  5. Тактильные (осязание) – кожные рецепторы

  6. Кинестетические – двигательные, мышечные рецепторы и вестибулярный аппарат

 

               В зависимости от силы воздействия раздражителя изменяется интенсивность ощущений. Что происходит на нижнем пороге? Ощущения пропадают – они не осознаваемы, хотя и присутствуют. Влияние «допороговых ощущений» на мотивацию поведения овеяно легендами (25 кадр), которые не имеют под сбой научного обоснования.

               А что происходит на верхнем пороге? Ощущения перерастают в болевые.

 

Управление действием (поведением) начинается в процессе восприятия.

 

Перцептивные действия, из которых состоит процесс восприятия:

·  Поиск объекта (выделение комплекса стимулов из окружающей среды)

·  Выделение характерных признаков объекта (сенсо-моторные действия: ощупывание, рассматривание).

·  Опознание объекта (сравнение полученной информации с памятью)

·  Отнесение объекта к категории предметов, явлений.

 

Свойства восприятия:

Ø  Целостность – (формируется в предметной деятельности) Отражение объектов в совокупности их свойств, не сводимых к простой сумме ощущений. (круг и треугольник)

Ø  Предметность – отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира. Мы воспринимаем мир не в форме набора ощущений, а в виде предметов, имеющих свойства, и вызывающих некие ощущения (узнавание предмета в кляксе).

Ø  Осмысленность – связь с мышлением, пониманием сущности предмета (восприятие – узнавание - слово).

Ø  Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по отношению к другим. (фигура и фон: вазы/лица, дерево/человек)

Ø  Константность – относительное постоянство (баланс белого, исполнение одной мелодии на разных инструментах).

Ø  Структурность – восприятие не является простой суммой ощущений, мы воспринимаем фактически обобщенную, абстрагированную от этих ощущений структуру.

 

            Прошлое, настоящее и будущее может быть объектом познания целостно, широко и всесторонне благодаря памяти. Этот процесс значительно обогащает возможности познания мира, делает возможным использование жизненного опыта, и является основой целостного развития личности.

 

            Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, хранении и последующем воспроизводстве информации. Это отражение прошлого опыта.

 

Память проявляет себя через следующие процессы:

 

Ø  Запоминание

Ø  Сохранение

Ø  Воспроизведение

Ø  Узнавание

 

Виды памяти по способу запоминания:

 

Ø  Механическая

Ø  Логическая

 

Виды памяти по модальности:

 

Ø  Нагляднообразная

Ø  Словестнологическая

Ø  Двигательная

Ø  Эмоциональная

 

Кратковременная память

ð

Долговременная память

Запоминание на короткий срок, иногда после однократного восприятия

Повторение

Длительное сохранение информации

 

               Память занимает особое место в структуре познавательной деятельности. Она взаимосвязана со всеми познавательными процессами и входит в целостную структуру человеческой личности.

 

               Неотъемлемой чертой жизнедеятельности человека является мышление. Это особый вид деятельности, аккумулирующий в себе все познавательные способности человека и являющийся неотъемлемой чертой личности.

 

            Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

 

Основные мыслительные операции:

§ Анализ

§ Синтез

§ Сравнение

§ Обобщение

§ Абстрагирование

 

                  В процессе мышления человек оперирует предметами, образами или понятиями, в зависимости от этого выделяются три основные вида мышления, формирующиеся у человека последовательно в разные периоды онтогенеза. Переход от образного мышления к словесно логическому составляет одну из линий развития психики.

 

Вид мышления

Средства

Период возникновения в онтогенезе

Наглядно-действенное

Реальное физическое преобразование ситуации, опробывание свойств объектов.

Первые месяцы жизни

Наглядно - образное

Образы, представления

Ранний возраст – дошкольный возраст

Словесно-логическое

Понятия

Старший дошкольный – младший школьный возраст

 

                  Мышление – высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющее отражать окружающую действительность:

 

Ø  Обобщенно

Ø  Опосредованно

Ø  Устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями

 

            Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. Однако благодаря мышлению, познавательные возможности человека выходят далеко за его пределы. Благодаря сложной структурированной мыслительной деятельности человек может осуществлять в окружающей среде разумную деятельность.

 

Еще записи по теме

  • Развитие детского мышления
  • Функциональная схема формирования искусственного интеллекта
  • Приемы и стратегии, используемые при идентификации эмоций
  • Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний
  • Кто мыслит абстрактно? Гегель
  • Психометрический анализ русской версии теста на социальный интеллект Гилфорда и Салливена
  • Типы интеллекта и стратегии обучения

Оставьте комментарий!

Не регистрировать/аноним

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email.
(При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д.)